Роль учителя в эффективности школьного обучения ребенка

Когда ребёнку исполняется лет 5, родители задумываются о том, в какую школу его отдать. Это если они живут в городе. У деревенских такой проблемы нет, там больше переживают, к какому учителю ребёнок попадёт, благо в сельской местности знают не только, как преподаёт каждый учитель, но и всю его личную жизнь.

Сегодня мы обсудим роль учителя в эффективности школьного обучения ребенка. Раскрыть эту тему нам помогли эксперты – сотрудники Центра дополнительного образования “Луч знаний” (официальный сайт https://luchznaniy.ru/kpk/). Вот, что они поведали, опираясь на свое данные и опыт. Актуален этот вопрос для всех категорий преподавателей, в том числе и для учителей химии.

Городские родители с учителями почти не знакомы, и их волнуют такие вопросы как авторитет школы, условия обучения, оснащённость кабинетов, вкусно ли кормят в столовой, каков процент поступаемости в вузы и т. д. Между тем, главным критерием выбора школы или класса должна быть личность учителя, особенно первого, потому что он закладывает и интерес к знаниям, и нравственные основы. Именно от него зависит, полюбит ли ученик учиться, будут ли у него правильные ориентиры в жизни. Известно, что в начальной школе авторитет учителя непререкаем, он выше, чем авторитет родителей. И если учитель будет мудрым, он сумеет использовать это для того, чтобы исправить недостатки ученика и развивать его достоинства.

Конечно, здесь надо быть не только мудрым, учитель должен быть высоконравственным человеком, у которого всё гармонично. Всё, как по Чехову : “… всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли”. Когда-то учителя были все такими, или почти все. Работа ( я бы сказала “должность”) обязывала. И сейчас встречаются такие учителя. Но мельчает образ учителя. И всё больше родителей разочаровываются в школе, и оставляют своего ребёнка на домашнем обучении, тем самым лишают его общества, ломают его жизнь. Почему наше общество столкнулось с такой проблемой? С жизненно важной проблемой? Почему у учителя нет авторитета? Да, когда-то учитель был самым грамотным, к нему шли за советом. Помните , как в рассказе В . П. Астафьева “Фотография, на которой меня нет”? Два деревенских учителя были для жителей почти всем. Спустя много лет рассказчик вспоминает их с большой теплотой. Необразованные сельские жители относились к этой семейной паре учителей с почтением, почти как к небожителям. Но и сами учителя отдавали своей работе всё, что могли. Они понимали всю ношу ответственности! В наше время в педагогические вузы идут те, кто недобрал баллы в ЕГЭ или кто желает заработать на репетиторстве с помощью ежегодно размножающихся сайтов . Каждому человеку понятно, в чём основная проблема. Даже не хочется говорить о низкой зарплате, загруженности учителей. Возможно, всё это имеет своё объяснение и, наверно, всё в конце концов оптимизируется и стабилизируется.

Почему-то сейчас нет великих педагогов, преданных своему делу, таких как Сухомлинский, Амонашвили, Айзерман… Это ли не показатель падения педагогики? Авторитет учителя надо поднимать не с помощью большой зарплаты. Хотя это тоже важно. Это должно быть большое, глубоко продуманное движение, организованное сверху. Ведь дураку понятно, что каков учитель, таково и общество. И пока будет формальное обучение в вузах, формальные курсы учителей, когда главным условием считается плата за это, правильно оформленные школьные документы, высокие баллы ВПР, личность учителя никакой роли играть не будет.