Как зарождалось дистанционное обучение?

Дистанционное обучение получает все более широкое внедрение в самых различных областях наук.

Дистанционное обучение в России зародилось еще в 70-х годах прошлого века. Узнали историю, факты и при чем тут Лужков. А еще планы и перспективы

Однако, на дворе 2020 год, мы живем в эру Интернета, а технологии дистанционного обучения до сих пор применяются скорее точечно, чем массово, и психологически воспринимаются чем-то довольно новаторским.

Дистанционное обучение в России зародилось в 1979 году

Владимир Самуилович Торопцов - Дистанционное обучение в России зародилось еще в 70-х годах прошлого века. Узнали историю, факты и при чем тут Лужков. А еще планы и перспективыА ведь идея дистанционного обучения родилась в голове талантливого советского ученого В.С. Торопцова еще в далеком 1979 году. И несмотря на то, что компьютеризация тогда только начиналась, а об Интернете, вообще, многие даже не слышали, Владимир Самуилович безотлагательно стал внедрять дистанционное обучение в жизнь.

Профессор, доктор технических наук, заслуженный изобретатель РСФСР, академик Международной Академии информатизации при ООН, во времена СССР работавший в Научно-производственном объединении «Химавтоматика», Владимир Самуилович Торопцов описал свой опыт участия в разработке первой в современной России программы эксперимента по дистанционному обучению (подробно его история представлена здесь).

Дистанционное обучение в России впервые появилось в недрах химической индустрии

В этой истории было несколько примечательных фактов. Первый состоит в том, что зарождение  ДО происходило в  Научно-производственном объединении «Химавтоматика», которое возглавлял Ю.М. Лужков – будущий (теперь уже бывший) мэр г. Москва.

Второй – в том, что внедрять новые технологии стали именно в химической отрасли. Примечательно в этой связи, что совсем недавно мы рассказывали о том, какие трудности преодолевают студенты-химики на пути к знаниям в условиях пандемии.

Возвращаясь к теме разработки профессором Торопцовым системы дистанционного обучения, отметим, что в недрах НПО создавалась автоматизированная система управления химической промышленностью «АСУХим». Для работы с этой системой потребовалось отдельно обучить чиновников пользоваться ею. Обучающая программа  была создана самим Владимиром Самуиловичах на дискетах.

И, наконец, третий любопытный факт — советский опыт заочного и дистанционного образования привлек внимание британцев, и оказал влияние на внедрение Distance Learning  и открытие крупнейшего в мире университета с дистанционным обучением – Открытого университета Великобритании.

Будущее дистанционного обучения в России

За те 40 лет, что минули с того дня, когда профессор Торопцов сделал первые шаги по созданию и становлению систем дистанционного обучения на просторах нашей Родины, индустрия, опираясь на бурное развитие технологических решений, шагнула далеко вперед.

То, что во времена профессора являлось узкоспециализированной программой для нужд химической промышленности, сегодня доступно всем и каждому. На просторах интернета не сложно найти множество сайтов, предлагающих услуги репетиторов по химии для студентов и школьников. Но и это еще не все.

Такие сервисы как SEDU.ME уже сегодня разрабатывают продукты и инструменты, позволяющие оказывать не только образовательные но и консалтинговые услуги в том числе и для специалистов в области химии.

В заключении отметим, что зарождение и активное развитие дистанционных форм обучения химии и всем прочим наукам привело и к активному развитию IT-индустрии, а также образования в данной сфере, в целом. Так, по данным специалистов, уже несколько лет наблюдается активный рост количества студентов в данной области. Более того, все активнее развивается и такое направление, как курсы программирования для детей, делающих первые шаги в профессию. 

Мы будем следить за развитием событий.