Новости

Аттестация педагогов в Казахстане вызывает много вопросов (мнение учителя химии)

Квалификационное тестирование педагогических работников Республики Казахстан, о котором было обновлено в текущем 2018 году, остаётся в центре внимания всего педагогического состава страны, их родственников и близких друзей. Что не удивительно, ведь согласно условиям новой системы аттестации каждая категория — педагог-модератор, педагог-эксперт, педагог-исследователь и педагог-мастер — имеет определённый размер доплаты к заработной плате учителя, а также соответствующие требования, как и в квалификационных уровнях педагогов.

И задачи по повышению статуса педагога, и качества школьного образования, указанные в послании президента Казахстана, исполняются министерством образования. По итогам прошедшей в мае нынешнего года национальной аттестации, в школах свыше 34 тысяч учителей получили квалификационные категории. Педагогам, подтвердившим свою квалификацию, с 1 сентября текущего учебного года определены надбавки к заработной плате в размере от 30 до 50%.

Forbes поговорил на эту тему с Мадиной Николаевной Карагаевой, преподавателем химии, которая была в числе первых, кто прошел квалификационное тестирование. Она преподаёт в областном многопрофильном лицее для одарённых детей Павлодара. Учитель с одиннадцатилетним стажем поделилась опытом прохождения национальной аттестации, по результатам которой получила квалификацию педагога-исследователя.

О работе учителя химии в Казахстане

Расскажите, пожалуйста, как проходят ваши уроки.

В нашем лицее обучение начинается с 7 класса. С прошлого года мы перешли к обновлённому содержанию. Ученики 7-8 классов обучаются по новой программе, и их достижения оцениваются по критериальной системе. Мы видим плюсы новой методики оценивания, когда ежедневный анализ успеха учащегося дает понимание, на каком он уровне. Прежде всего это важно для самого ученика, когда он знает, где нужно подтянуть. А также родители всегда переживают за своих детей, хотят знать их достижения. В этом нам помогает электронный дневник Kundelik. При этом в лицее активно внедряется полиязычное обучение. На урочных и внеурочных занятиях систематически применяются цифровые технологии.

– начинает свой рассказ Мадина Карагаева.

Преподаёте ли вы свой предмет на английском?

Я преподаю в классах с русским языком обучения. Но с прошлого года в 7 и 8 классах мы ввели билингвальное обучение предметов естественно-научного цикла. Для начала изучаем предметную терминологию на английском, а также внедряем методику CLIL (Content and Language Integrated Learning) — интегрированное обучение языку и предмету. Так как полиязычное обучение предмета требует значительного времени, мы составили план. Согласно этому плану: в первой четверти 10-25% урока проводится на английском, в конце полугодия — 30-50%, а в конце учебного года планируем довести этот показатель до 80-90%. Исходя из собственного опыта, могу сказать, что изучать английский с нуля очень сложно. Я проходила трёхмесячные курсы английского языка в центре «Өрлеу», где к нам на месяц приезжал носитель языка. Раньше мне не верилось, что в такие короткие сроки может быть существенный прогресс. Но я ошибалась. Сейчас я продолжаю изучать иностранный язык. Мы организовали коллективное изучение английского языка на базе лицея.

– отмечает учитель химии.

Поделитесь, пожалуйста, достижениями своих учеников.

Нам есть чем гордиться. Наш лицей — кузница «олимпиадников», «проектников», победителей интеллектуальных и творческих конкурсов. Если говорить о моих учениках, то среди их достижений можно выделить победу в областном, республиканском и международном конкурсе научных проектов. Сейчас активно идёт подготовка к областной юниорской и предметной олимпиаде. Также в нашем лицее получили развитие стартап-проекты. Очень важно, чтобы ученики знали, где на практике можно реализовать свой потенциал. Для этого мы привлекаем сторонние организации, чтобы дети получали знания от предпринимателей, STEM-центра и др. Ученики как губки — впитывают все. От нас же требуется разносторонняя работа. Мы обучаем детей, развиваем их научные способности, делимся жизненным опытом, становимся для них наставниками. Ученики своими достижениями вдохновляют нас, они — движущая сила, которая мотивирует учителей к развитию.

– комментирует ситуацию Мадина Николаевна.

Про аттестацию и ее последствия

Почему решили участвовать и что дают результаты аттестации учителям?

Во-первых, хотелось проверить свой уровень. Во-вторых, это часть реформы в образовании, и мы хотели поддержать её, потому что уже сейчас видим положительные результаты в образовательной системе. И, конечно же, мы рады, что труд учителей оцениваются. Присвоенная к категории надбавка по заработной плате ощутимая – её мы начали получать с сентября.

– заявила Карагаева, отвечая на вопрос Форбс.

Как вы готовились к тестированию?

Мы изучали литературу, консультировались с педагогами вуза. Также проходили пробное тестирование на сайте НЦТ. Сразу скажу, что вопросы с пробных не встретились. За предметные знания я и мои коллеги не переживали. Мы все переживали за методику, ведь после учёбы в вузе прошло много времени, да и содержание образования обновилось. Поэтому методике уделили больше внимания. Немного легче было тем, кто недавно проходил курсы повышения квалификации. Очень помогла НИШевская программа (учебные методики Назарбаев Интеллектуальных школ).

Мадина Николаевна, расскажите, пожалуйста, как проходил процесс аттестации?

Квалификационное тестирование проходило в два этапа. На первом этапе нас оценивали на знание предмета. Требовалось ответить на 100 тестовых вопросов: 70 — по предмету, 30 — по методике преподавания. Если на первом этапе педагог достигал проходного порога, то он допускался ко второму этапу. Назначенная комиссия оценивала мои профессиональные достижения, смотрела на успехи моих учеников. Специалисты отдела образования посещали уроки. По итогу второго этапа комиссия определяла — присуждать квалификацию либо нет.

В целом особых сложностей не было. Тестовые вопросы охватывали учебную программу. Хотя волнение, конечно, присутствовало. Всё-таки в числе первых сдавали. Но всё было объективно. Пройти квалификационное тестирование реально и возможно.

– развернуто отвечает педагог.

Как долго длилась аттестация и когда вы узнали о результатах?

Результаты по тестированию были готовы в тот же вечер. Через свой ИИН мы смотрели результаты на сайте Национального центра тестирования (НЦТ). А второй этап длился примерно две недели.

– резюмирует Мадина Карагаева, учитель химии из Казахстана.

Вместо эпилога

По словам отраслевых специалистов, аттестация учителей РК предполагает, что действующие квалификационные категории — вторая, первая, высшая — сохраняют свое действие в течение пяти лет с момента присвоения и не понижаются в случае, если педагог не смог пройти аттестацию.

Андрей Баженов

Недавние сообщения

Как это устроено: организация защищенной мобильной работы на предприятиях химической промышленности и не только

В условиях цифровизации перед предприятиями химической промышленности возникает задача обеспечить безопасную мобильную работу для своих…

6 дней тому назад

Как операционные системы помогают химической промышленности: надежные решения для работы с данными и автоматизации

В условиях стремительного развития химической и нефтехимической отрасли все важнее становятся технологические решения, поддерживающие обработку…

1 неделя тому назад

Учебная литература по химии и смежным наукам: как выбрать подходящие учебники

Учебные пособия по химии являются важнейшим ресурсом для студентов, исследователей и всех, кто стремится глубже…

3 недели тому назад

Как устроен рейтинг вузов России: советы и критерии выбора

Рейтинги вузов играют важную роль в образовательной системе России, становясь ориентиром для абитуриентов, родителей и…

4 недели тому назад

Знакомьтесь, таблица Менделеева: история, актуальное применение, перспективы и прогнозы на будущее

Таблица Менделеева — одно из самых значимых достижений мировой науки. Её появление в 1869 году…

1 месяц тому назад

Как решение задач по химии помогает в освоении данной науки студентам и школьникам?

Химия – наука, изучающая структуру и поведение веществ, их взаимодействие и превращение. Освоение химии требует…

1 месяц тому назад