Как выбрать репетитора по химии: неочевидные советы

В рамках этого материала вместе с практикующим специалистом говорим о том, как выбрать репетитора по химии. Ключевые параметры и особенности выбора.В наше время существует достаточно много различных ресурсов, предлагающих услуги  репетиторов.

Значительно помочь подтянуться по химии могут различные образовательные онлайн-платформы и видеоуроки, однако если речь идет о серьезной подготовке к олимпиадам или сдаче ЕГЭ, то большинство родителей отдают предпочтение индивидуальным занятиям по химии.

В небольших населенных пунктах подбор репетитора для ребенка по-прежнему чаще всего основан на сарафанном радио, да и выбор, как правило, невелик. В крупных же городах услуги репетитора проще выбирать на специализированных сайтах. Такие интернет-издания берут на себя часть забот по выбору репетитора:

  • Проверяют квалификацию и документы;
  • Присваивают своим кандидатом рейтинги;
  • Публикуют отзывы учеников о репетиторах;
  • Отмечают зону комфорта территориально (в каком районе проживает репетитор, в какие районы он готов приезжать к ученику).

Впрочем, это все, конечно, позволит быстрее сравнить предложения разных репетиторов, и сэкономит время на их анализе, но выбор все равно придется делать вам.

Впрочем, есть и альтернативные сервисы и возможности. Например активно тестируемый сейчас сервис SEDU.ME вопрос проверки преподавателей и репетиторов (там они зовутся тьюторами), а также вопрос качества их работы переложил на робота, аккумулирующего отзывы и оценки реальных учеников и слушателей – как в “Яндекс Такси”.

SEDU.ME – это международная мультиязычная (например, есть и версия в Украине) образовательная платформа, включающая в себя набор инструментов и возможностей, позволяющих выгодно и удобно продать или купить знания (например, репетиторские услуги по химии или юридические консультации на предмет эмиграции).

К услугам пользователей (пока правда только по предварительному отбору для избранных – сервис в режиме тестирования), такие возможности, как: создание собственной продающей страницы с возможностью размещения перечня своих услуг; удобный календарь для записи на урок, учитывающий рабочее время и часовые пояса пользователей; блог, позволяющий преподавателю продемонстрировать свое знания и даже заработать на показе баннерной рекламы; рабочий чат, снабженный всем необходимым инструментарием для проведения полноценного обучения в онлайн-режиме (чат, видео, общее рабочее поле); ну и конечно же надежный процессинг, от одного из мировых лидеров в данном вопросе – возможность перечисления платежей по всему миру – репетитор из Рязани может спокойно конкурировать с московскими коллегами, предлагая свое услуги по приемлемым ценам.

Впрочем, как уже было сказано, SEDU.ME пока доступен не для всех, по этому давайте думать о будущем, а пока рассмотрим нынешние возможности на рынке.

Как оценить резюме репетитора по химии?

Есть несколько ключевых критериев. Ниже мы представили основные из них.

Место работы, опыт

Если ваша цель – подготовка к ЕГЭ, в приоритете подбор репетиторов среди школьных учителей, при чем, желательно, чтобы по основному месту работы, учитель вел такие же классы, как и класс вашего ребенка. Почему? Потому что каждый год вносятся  изменения в порядок проведения ЕГЭ и правила оформления работ. Важно, чтобы ваш репетитор обладал самыми актуальными сведениями.

К примеру, подбирая репетитора для ученика 10-го класса, мы выбираем из двух кандидатов:

  • Школьный учитель, который выпустил в прошлом году 11-е классы, и среди них есть много успешно сдавших ЕГЭ по химии, но в этом учебном году у этого учителя только 8-е и 9-е классы.
  • Школьный учитель, который сейчас ведет 10-11 классы, но за последние пару лет у него мало успешных абитуриентов, т.к. большинство его подопечных в  это время посещали 8-9 класс.

Конечно, все родители стараются выбрать педагога с опытом. Хочется лишь подчеркнуть немаловажность наличия свежего опыта. Учитель, который параллельно работает с группой детей аналогичного возраста, порой легче выявляет, какие трудности могут возникать в процессе усвоения материала, какие ошибки часто возникают, какие темы в это время проходят на смежных предметах?

Если цель индивидуальных занятий с репетитором – это получение углубленных знаний для участия в олимпиаде или для последующего успешного обучения в ВУЗе, стоит рассматривать кандидатов среди преподавателей этого ВУЗа или преподавателей, которые заканчивали этот ВУЗ, но преподают в другом.

Такие репетиторы помогут лучше прокачать знания по отдельным разделам химии, и они помогут своему подопечному «влиться» в стиль обучения в этом ВУЗе, подготовят его к методикам ведущих преподавателей.

 Советский принцип изучения химии унаследован многими странами постсоветского пространства. Обучение движется по спирали. В 9 классе ученик получает базовые знания по органической химии, в 10 классе этот раздел химии проходится значительно более подробно и развернуто, затем органической химии посвящается 2-3 семестра на первых курсах ВУЗа, где предмет изучается, не только более глубоко, но часто с применением совсем других методов преподавания, и в другом темпе.

К сожалению, часто случается так, что между школьными знаниями по органической химии и тем стартовым уровнем знаний, на которые рассчитывают преподаватели ВУЗа, начиная свой курс, огромная пропасть. Для того, чтобы сгладить этот разрыв, дальновидные родители часто прибегают к услугам репетиторов.

Сложность в подборе репетиторов среди преподавателей ВУЗа состоит в том, что они имеют узкую специализацию и могут преподавать лишь 1-3 раздела химии. К примеру, один преподаватель может отлично помочь ребенку по общей, неорганической и аналитической химии, а для продвинутого изучения органической химии, физической химии, биохимии, биотехнологии и др., придется поискать других специалистов.

Методики преподавания и подход

Знать химию и уметь доступно преподавать ее – это далеко не одно и то же. Преподаватель может обладать длинным списком регалий и не менее внушительным списком положительных отзывов, но оказаться совершенно неподходящей кандидатурой конкретно для вашего ребенка. 

Почему в случае с химией такое случается довольно часто?

 Это сложный для преподавания предмет, и у каждого преподавателя есть свои наработанные методы добиваться от учеников понимания: кто-то объясняет «на пальцах», стараясь разнообразными способами сделать материал более простым для понимания и доступным для восприятия. Другие же, наоборот, используют строго официальные термины и формулировки понятий, еще со школы мотивируя ученика «быть на уровне», «разговаривать на языке науки».

Не будем забывать и о разных способах восприятия информации: визуальный, кинестетический, аудиальный.  Если у преподавателя методика обучения построена преимущественно на визуальных и аудиальных методах преподавания, а ваш ребенок – кинестетик, то процесс обучения будет сложным.

Важен также эмоциональный контакт с преподавателем. Ученик должен во время занятий находиться в ресурсном состоянии. Что это означает? Безусловно, плохо, если во время занятий с репетитором отсутствует формальный стиль общения и ученик начинает общаться с репетитором фамильярно, часто отвлекаясь на другие темы. Такое иногда бывает с молодыми либеральными преподавателями. Но не менее вредна и другая крайность: когда от вопроса преподавателя «Все ли понятно?», ученик испытывает желание спрятаться под стол. Такие случаи бывают с преподавателями «старой закалки».

Возможность вести свободный легкий рабочий диалог «Учитель-ученик», задавать вопросы и получать понятные  ответы – это важно. Ведь именно ради этого родители оплачивают индивидуальные занятия: в школе или в групповой подготовке такие возможности ограничены.

Стоит договориться о пробных занятиях с несколькими репетиторами, и спросить мнение ребенка, с кем из них ему больше понравилось заниматься. Постарайтесь получить развернутый, аргументированный ответ. Исключите возможность иррационального выбора: «Мне понравилось заниматься у Марьи Павловны, потому что у нее кот смешной».

Затем пообщайтесь  еще раз со всеми кандидатами в репетиторы, задайте общий обтекаемый вопрос: «Как прошло пробное занятие?»

Послушайте их ответы. Оцените для себя, что посчитал нужным ответить на этот вопрос преподаватель.

Возможно, вы услышите: «Ах, какой милый мальчик, я из него обязательно сделаю гения в химии!» Это, безусловно, лестно услышать любому родителю, но это нельзя назвать профессиональным отзывом педагога. Это скорее милая неуклюжая попытка привлечь клиента.

Хорошим признаком будет, если:

  • Педагог смог за первое занятие реалистично оценить имеющийся уровень подготовки;
  • Определить, что ученику дается легко, а где есть затруднения;
  • Определить, что ученику интересно, и какие образом он лучше усваивает материал;
  • Педагог внимателен и доброжелателен к ученику;
  • У него есть предварительный план действий, он не пытается объять необъятное, и дать ученику все знания мира и сразу, а видит конкретные шаги по изучению данного предмета для данного ученика.

Очевидные факторы выбора

Удобное местоположение и положительные отзывы  мы отнесем очевидным факторам выбора репетитора, и не станем останавливаться на них подробно.

И напоследок один совет:

Определите для себя, каким  образом, вы планируете контролировать эффективность обучения с репетитором. Это могут быть, к примеру, онлайн-тесты по разделам химии, которые ребенок проходит до начала занятий с репетитором, и затем повторно через пару месяцев индивидуальных занятий (после завершения этого раздела).

Выбрав тесты – предложите ребенку их пройти и зафиксировать результаты. С этими результатами вы потом сможете сравнить прогресс или же отсутствие прогресса.  Отсутствие прогресса, или слабые успехи должны стать поводом, если не для поиска другого репетитора, то для внимательной и обстоятельной беседы с репетитором и школьным учителем химии.