Как выбрать репетитора по химии: неочевидные советы

В рамках этого материала вместе с практикующим специалистом говорим о том, как выбрать репетитора по химии. Ключевые параметры и особенности выбора.В наше время существует достаточно много различных ресурсов, предлагающих услуги  репетиторов.

Значительно помочь подтянуться по химии могут различные образовательные онлайн-платформы и видеоуроки, однако если речь идет о серьезной подготовке к олимпиадам или сдаче ЕГЭ, то большинство родителей отдают предпочтение индивидуальным занятиям по химии.

В небольших населенных пунктах подбор репетитора для ребенка по-прежнему чаще всего основан на сарафанном радио, да и выбор, как правило, невелик. В крупных же городах услуги репетитора проще выбирать на специализированных сайтах. Такие интернет-издания берут на себя часть забот по выбору репетитора:

·        Проверяют квалификацию и документы;

·        Присваивают своим кандидатом рейтинги;

·        Публикуют отзывы учеников о репетиторах;

·        Отмечают зону комфорта территориально (в каком районе проживает репетитор, в какие районы он готов приезжать к ученику).

Впрочем, это все, конечно, позволит быстрее сравнить предложения разных репетиторов, и сэкономит время на их анализе, но выбор все равно придется делать вам.

Как оценить резюме репетитора по химии?

Есть несколько ключевых критериев. Ниже мы представили основные из них.

Место работы, опыт.

Если ваша цель – подготовка к ЕГЭ, в приоритете подбор репетиторов среди школьных учителей, при чем, желательно, чтобы по основному месту работы, учитель вел такие же классы, как и класс вашего ребенка. Почему? Потому что каждый год вносятся  изменения в порядок проведения ЕГЭ и правила оформления работ. Важно, чтобы ваш репетитор обладал самыми актуальными сведениями.

К примеру, подбирая репетитора для ученика 10-го класса, мы выбираем из двух кандидатов:

  • А)Школьный учитель, который выпустил в прошлом году 11-е классы, и среди них есть много успешно сдавших ЕГЭ по химии, но в этом учебном году у этого учителя только 8-е и 9-е классы.
  • Б)Школьный учитель, который сейчас ведет 10-11 классы, но за последние пару лет у него мало успешных абитуриентов, т.к. большинство его подопечных в  это время посещали 8-9 класс.

Конечно, все родители стараются выбрать педагога с опытом. Хочется лишь подчеркнуть немаловажность наличия свежего опыта. Учитель, который параллельно работает с группой детей аналогичного возраста, порой легче выявляет, какие трудности могут возникать в процессе усвоения материала, какие ошибки часто возникают, какие темы в это время проходят на смежных предметах?

Если цель индивидуальных занятий с репетитором – это получение углубленных знаний для участия в олимпиаде или для последующего успешного обучения в ВУЗе, стоит рассматривать кандидатов среди преподавателей этого ВУЗа или преподавателей, которые заканчивали этот ВУЗ, но преподают в другом.

Такие репетиторы помогут лучше прокачать знания по отдельным разделам химии, и они помогут своему подопечному «влиться» в стиль обучения в этом ВУЗе, подготовят его к методикам ведущих преподавателей.

 Советский принцип изучения химии унаследован многими странами постсоветского пространства. Обучение движется по спирали. В 9 классе ученик получает базовые знания по органической химии, в 10 классе этот раздел химии проходится значительно более подробно и развернуто, затем органической химии посвящается 2-3 семестра на первых курсах ВУЗа, где предмет изучается, не только более глубоко, но часто с применением совсем других методов преподавания, и в другом темпе.

К сожалению, часто случается так, что между школьными знаниями по органической химии и тем стартовым уровнем знаний, на которые рассчитывают преподаватели ВУЗа, начиная свой курс, огромная пропасть. Для того, чтобы сгладить этот разрыв, дальновидные родители часто прибегают к услугам репетиторов.

Сложность в подборе репетиторов среди преподавателей ВУЗа состоит в том, что они имеют узкую специализацию и могут преподавать лишь 1-3 раздела химии. К примеру, один преподаватель может отлично помочь ребенку по общей, неорганической и аналитической химии, а для продвинутого изучения органической химии, физической химии, биохимии, биотехнологии и др., придется поискать других специалистов.

Методики преподавания и подход

Знать химию и уметь доступно преподавать ее – это далеко не одно и то же. Преподаватель может обладать длинным списком регалий и не менее внушительным списком положительных отзывов, но оказаться совершенно неподходящей кандидатурой конкретно для вашего ребенка. 

Почему в случае с химией такое случается довольно часто?

 Это сложный для преподавания предмет, и у каждого преподавателя есть свои наработанные методы добиваться от учеников понимания: кто-то объясняет «на пальцах», стараясь разнообразными способами сделать материал более простым для понимания и доступным для восприятия. Другие же, наоборот, используют строго официальные термины и формулировки понятий, еще со школы мотивируя ученика «быть на уровне», «разговаривать на языке науки».

Не будем забывать и о разных способах восприятия информации: визуальный, кинестетический, аудиальный.  Если у преподавателя методика обучения построена преимущественно на визуальных и аудиальных методах преподавания, а ваш ребенок – кинестетик, то процесс обучения будет сложным.

Важен также эмоциональный контакт с преподавателем. Ученик должен во время занятий находиться в ресурсном состоянии. Что это означает? Безусловно, плохо, если во время занятий с репетитором отсутствует формальный стиль общения и ученик начинает общаться с репетитором фамильярно, часто отвлекаясь на другие темы. Такое иногда бывает с молодыми либеральными преподавателями. Но не менее вредна и другая крайность: когда от вопроса преподавателя «Все ли понятно?», ученик испытывает желание спрятаться под стол. Такие случаи бывают с преподавателями «старой закалки».

Возможность вести свободный легкий рабочий диалог «Учитель-ученик», задавать вопросы и получать понятные  ответы – это важно. Ведь именно ради этого родители оплачивают индивидуальные занятия: в школе или в групповой подготовке такие возможности ограничены.

Стоит договориться о пробных занятиях с несколькими репетиторами, и спросить мнение ребенка, с кем из них ему больше понравилось заниматься. Постарайтесь получить развернутый, аргументированный ответ. Исключите возможность иррационального выбора: «Мне понравилось заниматься у Марьи Павловны, потому что у нее кот смешной».

Затем пообщайтесь  еще раз со всеми кандидатами в репетиторы, задайте общий обтекаемый вопрос: «Как прошло пробное занятие?»

Послушайте их ответы. Оцените для себя, что посчитал нужным ответить на этот вопрос преподаватель.

Возможно, вы услышите: «Ах, какой милый мальчик, я из него обязательно сделаю гения в химии!» Это, безусловно, лестно услышать любому родителю, но это нельзя назвать профессиональным отзывом педагога. Это скорее милая неуклюжая попытка привлечь клиента.

Хорошим признаком будет, если:

·        Педагог смог за первое занятие реалистично оценить имеющийся уровень подготовки;

·        Определить, что ученику дается легко, а где есть затруднения;

·        Определить, что ученику интересно, и какие образом он лучше усваивает материал;

·        Педагог внимателен и доброжелателен к ученику;

·        У него есть предварительный план действий, он не пытается объять необъятное, и дать ученику все знания мира и сразу, а видит конкретные шаги по изучению данного предмета для данного ученика.

Очевидные факторы выбора

Удобное местоположение и положительные отзывы  мы отнесем очевидным факторам выбора репетитора, и не станем останавливаться на них подробно.

И напоследок один совет:

Определите для себя, каким  образом, вы планируете контролировать эффективность обучения с репетитором. Это могут быть, к примеру, онлайн-тесты по разделам химии, которые ребенок проходит до начала занятий с репетитором, и затем повторно через пару месяцев индивидуальных занятий (после завершения этого раздела).

Выбрав тесты – предложите ребенку их пройти и зафиксировать результаты. С этими результатами вы потом сможете сравнить прогресс или же отсутствие прогресса.  Отсутствие прогресса, или слабые успехи должны стать поводом, если не для поиска другого репетитора, то для внимательной и обстоятельной беседы с репетитором и школьным учителем химии.